На пороге войны нечего делить власть

Это слова беларусского писателя Артура Клинова. Об этом сейчас думают многие украинцы: неужели люди гибли на Майдане и Донбассе, чтобы "эти" делили портфели и доходы?


- Когда Россия заявила, что защищает русскоязычных жителей Украины, и в итоге был аннексирован Крым, в Беларуси стали звучать опасения, что беларусов, большинство из которых говорит на русском, тоже могут "защитить". Может ли это стать стимулом к усилению роли беларусского языка? Есть у него вообще шанс занять в стране главное место?

- Безусловно, есть, и он потихоньку его и занимает. Эти процессы в глаза не бросаются, но я вижу, что сфера применения языка и его статус очень сильно изменились за последние 10-20 лет. Раньше беларусский был языком по долгу службы: если ты "пiсьменнiк" или академик, то вот и говори по-беларусски. И вторая группа людей - сельские жители, которые просто не научились говорить по-русски. Отношение к языку было негативным: если ты говорил по-беларусски, то ты колхозник, ты приехал из деревни. Или академик, но это маловероятно. Скорее все-таки колхозник.

Но сейчас на беларусском заговорила интеллигенция, он стал языком города, языком очень образованной части общества. Его сфера применения расширяется: молодежь, которая не имеет уже таких комплексов по этому поводу, какие были в Советском Союзе и позже, охотно на него переходит, она уже двуязычна. То есть то, что происходит в Украине, не изменит ситуацию, потому что она существовала и до того. Но это ускорит процесс.

Но, к сожалению, за эти 20 лет очень многое было упущено. Если, не дай Бог, возникнет ситуация, похожая на ту, которая сложилась на Украине, если какой-то кремлевский сценарий попробуют разыграть в Беларуси, кто будет защищать страну? Все это время государство делало все, чтобы замедлить процесс появления граждан, способных взять на себя такую ответственность. Это была колоссальная ошибка. Сейчас власть прекрасно это понимает и, наверное, ускоренными темпами попытается наверстать упущенное. И в этом контексте белорусский язык уже никак не является для нее врагом, ведь это один из символов формирования национального самосознания, национальных элит и национального дискурса.

Вот такие мысли у беларусского писателя. А что у нас? Долго ли, в состоянии фактической войны с Россией, руководство страны, те, кто должен обеспечивать защиту, будут делать вид, что все под контролем?

И главное: неужели теперь под влиянием событий на Донбассе, все забудут про Крым? Это ситуация "купи козу – продай козу"? Россия демонстрирует, что может быть гораздо хуже, чтобы Украина смирилась с потерей Крыма?

Почему мир молчит о Крыме? Как вы считаете?

Немає коментарів :

Дописати коментар